Кижи

Кижи.
Вид с теплохода Ракета
Кижи - пришло к нам из Карельского языка, означает "остров игрищ". Корни смысла этого слова уходят в далекую дохристианскую эпоху и связано с верованиями заонежан. Вообще, следов от этих верований почти не осталось. Христианство сильно вытерло фольклор. Однако, ученые, собиратели по крупицам восстановили, кто есть кто. Я не буду рассказывать Вам о том, что Вы прочитаете в буклетах и рекламных проспектах, я этого лишь чуть-чуть коснусь. Смотрите фотографии, получайте удовольствие от этого виртуального путешествия, а я Вам расскажу, как и откуда пошло слово Кижи.


Происхождение острова игрищ

По верованиям заонежан - земля, кроме людей населена еще множеством других видимых и невидимых существ, которых нельзя причислить к хорошим, добрым духам. Но духи эти близки к человеку, они похожи на него, некоторые люди могут становиться ими, но духи неизменно сильнее человека. Сейчас уже трудно сказать, кто какую иерархию занимал, христианство низвергло почти всех духов, возведя над ними одного Бога. Но это не помешало им сохранить свою прежнюю власть над человеком.
Я, будучи еще маленьким, видел, как моя бабушка снимала порчу, лечила сглаз, в общем, попросту говоря, колдовала, а ведь она была сильно верующей христианкой, что не мешало ей использовать свои знания. Удивительно практичный подход.

Кижи.
Вид с теплохода Ракета
Кижи
Еще один вид с теплохода
Аналогичный подход можно увидеть и в этносе заонежцев. Чтобы как-то ужить несовместимые вещи была придумана легенда, по которой плавали по морю-океану два гоголя, один белый, другой черный и тот, который белый, был господь, а черный сатана. И достал сатана со дна землю, и сделал господь из той земли места ровные и поля плодородные, а сатана создал места непроходимые, пропасти и топи и горы высокие. И ударил господь в камень и создались войска небесные, и ударил сатана в камень и создал свое войско. И пошла между войсками битва. И поначалу рать сатаны начала побеждать, но под конец вверх взяла сила небесная. Сверзил войско сатанинское архангел-Михаил, и попадало оно на землю в места разные, что в леса попадали - лесовиками стали, что в воду - водяниками, в дом - домовиками, те, кто в бани - банниками стали, кто во дворы - те дворовиками.
Но кроме этого было еще одно особое сословие нечистой силы или чертей (лембоев), им подневольны заклятые, дружбу с ними водят клохтуны или ерестуны. Черти для заонежцев не одно и тоже, что дьявол: "Черт чертом, а дьявол сам по себе", говорят они. Эта нечистая сила водится везде, но излюбленные места - это Ишь-Гора и Мянь-Гора (это гора Толвуе в Кижах и гора на Пудожском берегу).

Кижские виды
Языческие обряды совершались в святилищах. Святилищами могли быть как целые рощи, так и отдельно стоящие, например, камни. Одним из таких мест была гора Чертов стул, которая находится в поселке Соломенное. Раскопки показали, что на вершине Чертова стула шаманы осуществляли свои ритуалы - гадания на обожженных оленьих лопатках. В основном святилища эксплуатировались шаманами, однако были места, куда прийти мог каждый. Одним из таких мест является Красная Щельга. Считалось, что если придти к горе и на ее мягкой породе высечь больной орган, подписав его фамильным знаком или фамилией, то здоровье, которое ушло - вернется. Эта традиция, в частности, просуществовала до 30-х годов ХХ века.
На озере Водлозеро к сейду (священному камню) в священной роще каждую зиму на оленях приезжали саамы (лопари) для совершения своих языческих ритуалов, так продолжалось почти до начала 50х годов ХХ века. Обычно сейды использовались для жертвоприношений, так как по поверьям считалось, что в камнях этих живет дух, задобрив которого можно было получить поддержку в своих делах. Сами камни были неприкосновенны, жертвоприношения осуществлялись около камней, либо животными, обычно оленями, либо какими-то предметами, надо отметить, что обряды осуществлялись только мужчинами, женщины к сейдам не допускались.


Обнаруживаются две ветви поклонения сейдам, одна ветвь, когда обращение к сейдам использовалась для покровительства промыслам и вторая ветвь, когда сейд был проводником в мир духов предков. По некоторым данным, священная роща на острове Махосаари на озере Селецком, недалеко от города Кондопога, до настоящего времени используется по назначению, сюда согласно "заветам" приезжают помолиться и приносят жертвенные подарки кондопожские карелы.



Около острова Кижи совсем недалеко, всего в 6-7 километрах, есть остров Радколье. Это крупная скала высотой не более 6,5 метров. Фактически весь остров является священным местом. В последнее воскресенье перед днем Ивана Купалы устраивалось гульбище, которое называлось Радкольское Воскресенье, одним из ритуальных моментов гуляния является имитация низвержения Радкольского Идола (Радкольского Бога) в воды Онежского озера. Имитация происходит путем сбрасывания более мелких камней в воду Онежского озера, впрочем, это также может означать и перерожденную форму жертвоприношения.

Сбрасывание Радкольского Идола могло появиться с распространением христианства, так как христианство не признает идолопоклонничества, то естественным образом, чтобы гуляние не сильно конфликтовало с христианской верой, оно проходит этап, когда люди демонстрируют свое освобождение от влияния языческих идолов.

Борьба православия с языческими верованиями выразилась в постройке церквей вблизи от священных мест, чтобы крест священный нейтрализовал действие силы нечистой.

Считается, что первая церковь была возведена рядом с Киж-горой, по преданию, на ней располагался целый город лембоев, куда со всего Онежского озера в Иванов день собиралась вся нечистая сила и устраивала здесь свои игрища. Кижи не стали исключением, здесь также была возведена церковь, но потом она сгорела от попадания молнии. После чего на погосте была возведена новая 22-главая церковь Спаса Преображения. Слово "погост" означает главное поселение, являющееся административным центром округи, состоящей из нескольких волостей, множества сел и деревень.



Часовня Рождества Богородицы на фоне
Преображенской церкви
Преображенская церковь
Построена в 1714 год.

Основой всего комплекса является Преображенская церковь. Построена она в 1714 году, по преданию, мастером Нестором. Церковь уникальна по своему строению и ориентации, одна из немногих, которая ориентирована по сторонам света. Она является действующей церковью, в которой происходят богослужения в теплое время года. Ее предшественницей считается 24-главая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенной в 1708 году в вологодской области в селе Анхимово, из-за пожара в 1963 году до наших времен она не сохранилась.

Частью кижского комплекса является церковь Покрова Богородицы.
Церковь Покрова Богородицы является зимней церковью. Точная дата ее постройки неизвестна, но ее внешний вид сложился к 1764 году, который и принято считать датой постройки. По традиции постройки северных церквей ее должен был венчать шатер. Но мастера отошли от традиции, потому что такая постройка не смогла бы гармонично вписаться в силуэт Преображенской церкви и сделали шатер с короной из 10 главок. В результате две церкви слились в едином архитектурном стиле.
Интересной и важной деталью этого комплекса является незаметная туристами система пожаротушения. Она, как и сам комплекс, уникальна. В 1980 году было принято решение о разработке проекта защиты от пожара. В то время подобных установок не было. Поэтому система изобреталась с нуля. Поручено это было главному инженеру ГПИ "Спецавтоматика" Николаю Попову и Юрию Горбаню. Ими была разработана идея дистанционно управляемого лафетного ствола, что позволяло начать тушение до приезда пожарного расчета. Сейчас по окружности около ограды погоста, внимательный взгляд может увидеть большую трубу со стволами, устремившими свой взор на части комплекса, всегда готовые к холодному приему первых признаков пожара. В 2005 году в комплексе было смонтировано охранное освещение для подсветки всей территории и обеспечения визуального обзора и контроля территории, которое также является еще и архитектурной подсветкой.

Люди их дома и судьбы
Коренного населения заонежья не коснулась худая рука крепостного права. Суровый климат, суровые верования выковали характеры коренных жителей этих мест. Сильные морозы, перепады температур, давлений, короткое лето - все это вытачивало в человеке разумность поведения, хозяйственность и добротный подход к делу.

В этих краях выживаемость впрямую зависела от их трудолюбия и усердия. Проявление этих качеств очень хорошо наблюдается при близком рассмотрении местных домов. Дом северного жителя был большой, в нем обычно жило несколько семей: родители, дети и их семьи с малыми детьми. Животных держали в том же доме во второй его части, на первом этаже, обычно отделенной стенкой. Поэтому, чтобы покормить или подоить скотину, не надо было выходить на улицу.
Люди грели животных, животные грели людей. Дом практически был автономной единицей, там же было место для запасов, для снасти, женщины готовили, пряли, нянчились с детьми, дети вырастали, обзаводились семьями и либо строили свой дом, либо оставались в родительском. Дома обычно делались из сруба. Между бревен простилался специальный болотный мох, который не гнил. Ничто не мешало человеку построить свой дом, кроме лени. Видимо, поэтому плотницкое мастерство населения было на высоком уровне, при помощи топора и нехитрых приспособлений они делали дверные косяки, окна заслонного типа, особенные крыши. Тем не менее, за пределы дома выносились амбары с зерном и хлебом, их старались располагать так, чтобы они были в прямой видимости из окон, но, в случае пожара, чтобы они не пострадали, также выносились бани, туалеты.

Дом Максима Яковлева.
Дом построен ориентировочно в 1880 - 1890 году в деревне Клещейла. Дом строился артелью крестьян при участии самого хозяина Максима Яковлева. Сам Максим Яковлевич родился ориентировочно в 1855 - 1860 году, умер в 1938 году. У него было 3 сына: Семен - его раскулачили в 1930 году и выслали в Краснодарский край, Степан и Василий. Вдова Василия, Марфа Петровна - последняя хозяйка дома, проживала в нем до начала 60-х годов. В 50-е годы деревня Клещейла стала пустеть. В 1954 году Марфа Петровна Яковлева обращалась с письмом в Управление по делам архитектуры КАССР с просьбой выделить средства на ремонт дома. Средств в управлении не нашлось, но поступило предложение его продать. В апреле 1964 года Управлением по делам строительства и архитектуры при Совете министров КАССР было получено согласие Марфы Петровны продать дом в связи с тем, что она не может проживать там из-за его аварийного состояния.
26 марта 1965 года был подписан договор о купле-продаже дома, оцененного в 150 рублей...
В апреле сотрудники музея А.Т. Беляев и Н.М. Кожарина познакомились с хозяйкой дома. Она помогла им описать интерьеры всех помещений и предметов быта.
Летом 1965 года дом был разобран и перевезен на остров Кижи, где в 1966 году начались реставрационные работы.
Подробно с судьбой хозяев этого дома можно познакомиться в статье Татьяны Николюкиной "Живая история дома Яковлева".

Преображенская церковь
Построена в 1714 году
Церковь Покрова Богородицы
Точная дата постройки неизвестна
Кижский ансамбль
Преображенская церковь и церковь Покрова Богородицы
Кижский ансамбль. Справа виден купол
колокольни Кижского погоста. (1874 год)

Дом Максима Яковлева
Построен 80е-90е годы 19 века.
Дом Нестора Максимовича Ошевнева.
Построен в 1876 году.
Дом крестьянина Сергеева
Построен в 1908 - 1910 годах.


Дом Нестора Максимовича Ошевнева.
Дом строили сами Ошевневы. Семейная легенда сохранила память о слепом Несторе Максимовиче Ошевневе, у которого было 4 сына: одного звали Степан, другого Иван, имена двух других мне найти не удалось. Дом был построен на Большом Клименецком острове, расположенном недалеко от острова Кижи в деревне Ошевнево. Рядом с домом стояли баня, рига и ледник для хранения рыбы. Амбара изначально не было. За рыбой ходили примерно 2 раза в неделю на весельных лодках в Песчаное, что в 40 километрах от Большого Клименецкого острова. Рыбачили в основном лосося, щук, лещей, ряпушку. Свежую рыбу тут же отправляли на продажу в Петрозаводск. В кладовой под избой второго этажа находился станок для изготовления дранки, тонкой деревянной планки для покрытия крыш или обрешётки стен, в кладовой над сараем, держали овес, рожь, осенью хранили мясо. В нижних сенях была кладовая.
Хозяева щедро украсили свой дом, роскошной резьбой и раскраской.
К 1951 году дом пришел в ветхое состояние, но к тому времени он уже был признан памятником народного деревянного зодчества. Дом Ошевнева был первым экспонатом, перевезенным на только начинающий своё формирование музей на острове Кижи и уже здесь сотрудниками музея под руководством Александра Викторовича Ополовникова он был реставрирован. И предстал в своем первозданном роскошном виде.
Вопрос о воссоздании интерьеров возник только в 1958 году, когда в доме Ошевнева были открыты небольшие выставки. И только в 1961 году Н.В. Воробьевым были разработаны первоначальные интерьеры избы, горницы, сеней, сарая, крытого двора, светелки, кладовой. Своими фондами для оформления поделился Карельский государственный краеведческий музей.
Подробно с судьбой хозяев этого дома можно познакомиться в статье Виолы Гущиной "Дом Ошевнева. Легенды и были."


Дом крестьянина Сергеева
Самый распространенный на всем заонежье и по всему Северу тип крестьянского дома называется "брус". Название пошло от того, что все помещения объединены в один вытянутый в длину прямоугольный сруб и покрыты общей двухскатной кровлей. Таким образом, образуется нечто подобное брусу - хорошо отесанному с четырех сторон бревну. Дом Сергеева перевезен из деревни Логморучей, что в Соломенном, построен он был в начале 20 века. А из Логморучья дом "прибыл" на остров на пароходе "Капитан Демидов". К сожалению, ничего о судьбе дома и его жителей найти не удалось.

Но это не значит, что сейчас дом - это всего лишь экспонат. Находясь вдали от туристической дуги, по которой толпами ходят галдящие туристы, обвешанные фотоаппаратами и общелкивающие себя и своих друзей на фонах старинных построек, дом живет, как и следует дому, даря тепло и уют живущим в нем. Живут здесь братья и сестры кижского прихода вместе со своим Батюшкой. Среди них немало петрозаводских студентов и людей с высшим образованием. Они справляют службы в Покровской церкви, ездят на приходской лодке по деревням - на молебны, крестины или по другим житейским делам. На досуге рыбачат и занимаются по хозяйству. Говорят, что даже сам Батюшка стал заядлым рыбаком. Не удивительно, такие волшебные места любого приворожат.



Что ж, надеюсь, путешествие на остров Кижи Вам понравилось.

Не ограничивайтесь фотографиями, съездите туда. Приезжайте утром, ходите, смотрите, спрашивайте, все дома и почти все постройки живые: они работают, не спешите, отъезжайте с последней Ракетой. Впечатления будут гораздо глубже и воспоминания значительно теплее, если Вы познакомитесь с каждым домом, каждой часовенкой поближе, они Вам расскажут очень многое из того, что Вы никогда не узнаете ни в каких справочниках и путеводителях.





<<Назад<<      >>Дальше>>
Hosted by uCoz