|
Аналогичный подход можно увидеть и в этносе заонежцев. Чтобы как-то ужить несовместимые вещи была придумана легенда, по которой плавали по морю-океану два гоголя, один белый, другой черный и тот, который белый, был господь, а черный сатана. И достал сатана со дна землю, и сделал господь из той земли места ровные и поля плодородные, а сатана создал места непроходимые, пропасти и топи и горы высокие. И ударил господь в камень и создались войска небесные, и ударил сатана в камень и создал свое войско. И пошла между войсками битва. И поначалу рать сатаны начала побеждать, но под конец вверх взяла сила небесная. Сверзил войско сатанинское архангел-Михаил, и попадало оно на землю в места разные, что в леса попадали - лесовиками стали, что в воду - водяниками, в дом - домовиками, те, кто в бани - банниками стали, кто во дворы - те дворовиками.
Но кроме этого было еще одно особое сословие нечистой силы или чертей (лембоев), им подневольны заклятые, дружбу с ними водят клохтуны или ерестуны. Черти для заонежцев не одно и тоже, что дьявол: "Черт чертом, а дьявол сам по себе", говорят они. Эта нечистая сила водится везде, но излюбленные места - это Ишь-Гора и Мянь-Гора (это гора Толвуе в Кижах и гора на Пудожском берегу). |
Языческие обряды совершались в святилищах. Святилищами могли быть как целые рощи, так и отдельно стоящие, например, камни. Одним из таких мест была гора Чертов стул, которая находится в поселке Соломенное. Раскопки показали, что на вершине Чертова стула шаманы осуществляли свои ритуалы - гадания на обожженных оленьих лопатках. В основном святилища эксплуатировались шаманами, однако были места, куда прийти мог каждый. Одним из таких мест является Красная Щельга. Считалось, что если придти к горе и на ее мягкой породе высечь больной орган, подписав его фамильным знаком или фамилией, то здоровье, которое ушло - вернется. Эта традиция, в частности, просуществовала до 30-х годов ХХ века.
На озере Водлозеро к сейду (священному камню) в священной роще каждую зиму на оленях приезжали саамы (лопари) для совершения своих языческих ритуалов, так продолжалось почти до начала 50х годов ХХ века. Обычно сейды использовались для жертвоприношений, так как по поверьям считалось, что в камнях этих живет дух, задобрив которого можно было получить поддержку в своих делах. Сами камни были неприкосновенны, жертвоприношения осуществлялись около камней, либо животными, обычно оленями, либо какими-то предметами, надо отметить, что обряды осуществлялись только мужчинами, женщины к сейдам не допускались. Обнаруживаются две ветви поклонения сейдам, одна ветвь, когда обращение к сейдам использовалась для покровительства промыслам и вторая ветвь, когда сейд был проводником в мир духов предков. По некоторым данным, священная роща на острове Махосаари на озере Селецком, недалеко от города Кондопога, до настоящего времени используется по назначению, сюда согласно "заветам" приезжают помолиться и приносят жертвенные подарки кондопожские карелы. |
Около острова Кижи совсем недалеко, всего в 6-7 километрах, есть остров Радколье. Это крупная скала высотой не более 6,5 метров. Фактически весь остров является священным местом. В последнее воскресенье перед днем Ивана Купалы устраивалось гульбище, которое называлось Радкольское Воскресенье, одним из ритуальных моментов гуляния является имитация низвержения Радкольского Идола (Радкольского Бога) в воды Онежского озера. Имитация происходит путем сбрасывания более мелких камней в воду Онежского озера, впрочем, это также может означать и перерожденную форму жертвоприношения. Сбрасывание Радкольского Идола могло появиться с распространением христианства, так как христианство не признает идолопоклонничества, то естественным образом, чтобы гуляние не сильно конфликтовало с христианской верой, оно проходит этап, когда люди демонстрируют свое освобождение от влияния языческих идолов. |
Борьба православия с языческими верованиями выразилась в постройке церквей вблизи от священных мест, чтобы крест священный нейтрализовал действие силы нечистой.
Считается, что первая церковь была возведена рядом с Киж-горой, по преданию, на ней располагался целый город лембоев, куда со всего Онежского озера в Иванов день собиралась вся нечистая сила и устраивала здесь свои игрища. Кижи не стали исключением, здесь также была возведена церковь, но потом она сгорела от попадания молнии. После чего на погосте была возведена новая 22-главая церковь Спаса Преображения. Слово "погост" означает главное поселение, являющееся административным центром округи, состоящей из нескольких волостей, множества сел и деревень. |
|
Основой всего комплекса является Преображенская церковь. Построена она в 1714 году, по преданию, мастером Нестором. Церковь уникальна по своему строению и ориентации, одна из немногих, которая ориентирована по сторонам света. Она является действующей церковью, в которой происходят богослужения в теплое время года. Ее предшественницей считается 24-главая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенной в 1708 году в вологодской области в селе Анхимово, из-за пожара в 1963 году до наших времен она не сохранилась.
Частью кижского комплекса является церковь Покрова Богородицы.
Церковь Покрова Богородицы является зимней церковью. Точная дата ее постройки неизвестна, но ее внешний вид сложился к 1764 году, который и принято считать датой постройки. По традиции постройки северных церквей ее должен был венчать шатер. Но мастера отошли от традиции, потому что такая постройка не смогла бы гармонично вписаться в силуэт Преображенской церкви и сделали шатер с короной из 10 главок. В результате две церкви слились в едином архитектурном стиле. Интересной и важной деталью этого комплекса является незаметная туристами система пожаротушения. Она, как и сам комплекс, уникальна. В 1980 году было принято решение о разработке проекта защиты от пожара. В то время подобных установок не было. Поэтому система изобреталась с нуля. Поручено это было главному инженеру ГПИ "Спецавтоматика" Николаю Попову и Юрию Горбаню. Ими была разработана идея дистанционно управляемого лафетного ствола, что позволяло начать тушение до приезда пожарного расчета. Сейчас по окружности около ограды погоста, внимательный взгляд может увидеть большую трубу со стволами, устремившими свой взор на части комплекса, всегда готовые к холодному приему первых признаков пожара. В 2005 году в комплексе было смонтировано охранное освещение для подсветки всей территории и обеспечения визуального обзора и контроля территории, которое также является еще и архитектурной подсветкой. Люди их дома и судьбы Коренного населения заонежья не коснулась худая рука крепостного права. Суровый климат, суровые верования выковали характеры коренных жителей этих мест. Сильные морозы, перепады температур, давлений, короткое лето - все это вытачивало в человеке разумность поведения, хозяйственность и добротный подход к делу. В этих краях выживаемость впрямую зависела от их трудолюбия и усердия. Проявление этих качеств очень хорошо наблюдается при близком рассмотрении местных домов. Дом северного жителя был большой, в нем обычно жило несколько семей: родители, дети и их семьи с малыми детьми. Животных держали в том же доме во второй его части, на первом этаже, обычно отделенной стенкой. Поэтому, чтобы покормить или подоить скотину, не надо было выходить на улицу.
|
|
Дом Максима Яковлева Построен 80е-90е годы 19 века. |
Дом Нестора Максимовича Ошевнева. Построен в 1876 году. |
Дом крестьянина Сергеева Построен в 1908 - 1910 годах. |
Дом крестьянина Сергеева Самый распространенный на всем заонежье и по всему Северу тип крестьянского дома называется "брус". Название пошло от того, что все помещения объединены в один вытянутый в длину прямоугольный сруб и покрыты общей двухскатной кровлей. Таким образом, образуется нечто подобное брусу - хорошо отесанному с четырех сторон бревну. Дом Сергеева перевезен из деревни Логморучей, что в Соломенном, построен он был в начале 20 века. А из Логморучья дом "прибыл" на остров на пароходе "Капитан Демидов". К сожалению, ничего о судьбе дома и его жителей найти не удалось. Но это не значит, что сейчас дом - это всего лишь экспонат. Находясь вдали от туристической дуги, по которой толпами ходят галдящие туристы, обвешанные фотоаппаратами и общелкивающие себя и своих друзей на фонах старинных построек, дом живет, как и следует дому, даря тепло и уют живущим в нем. Живут здесь братья и сестры кижского прихода вместе со своим Батюшкой. Среди них немало петрозаводских студентов и людей с высшим образованием. Они справляют службы в Покровской церкви, ездят на приходской лодке по деревням - на молебны, крестины или по другим житейским делам. На досуге рыбачат и занимаются по хозяйству. Говорят, что даже сам Батюшка стал заядлым рыбаком. Не удивительно, такие волшебные места любого приворожат. |
|
Что ж, надеюсь, путешествие на остров Кижи Вам понравилось.
Не ограничивайтесь фотографиями, съездите туда. Приезжайте утром, ходите, смотрите, спрашивайте, все дома и почти все постройки живые: они работают, не спешите, отъезжайте с последней Ракетой. Впечатления будут гораздо глубже и воспоминания значительно теплее, если Вы познакомитесь с каждым домом, каждой часовенкой поближе, они Вам расскажут очень многое из того, что Вы никогда не узнаете ни в каких справочниках и путеводителях. |
(c) 2006-2012
by Foto-Workshop.
Перепечатка или цитирование свободно при
условии, указания ссылки на данный источник,
но только в случае, если не оговорены дополнительные условия.