Прыжок

Мое путешествие началось примерно часа в 3 дня.
Задача: Осмотреть окресности так сказать, с расстояния вытянутой руки.
Направление: Противоположное от Соломенного.

Знак очень быстро показал мне, что я выехал за пределы города Петрозаводск. Дальше была только дорога и неизвестность. Если посмотреть на карте, то дорога идет практически вдоль берега Онежского озера. Поэтому, оглядываясь по сторонам, я часто видел за деревьями темно синюю полоску Онежского озера. Потом береговая линия отодвинулась и слева лес, и справа лес. Но длилось это не очень долго, потому что я оказался на развилке.
Ответвление качественной дороги налево от основного шоссе.
Вид сверху на изумительную картину дороги, тонущей в синеве Онежского озера. Оборот и я уже скатываюсь по дороге вниз. Было здорово, примерно метров 300-500 ровной дороги с уклоном вниз. (Потом асфальт кончился, началась щебенка, которая тоже продлилась недолго и перешла в землю с вымоинами, корнями, вперемежку с колеёй). Но пока я понятия не имел, куда еду, было просто приятно мчаться, не прикладывая никаких усилий. Как известно, все хорошее имеет свою обратную сторону, но об этом я подумал примерно через час. Когда отснял береговую линию, светонавигационные знаки на островах и собрался в обратный путь, через лес, в который меня унесло, вдоль какой-то колючей проволоки, на глазах откуда-то появившихся бабушек, в общем, меня вынесло из леса на ту же дорогу, по которой я спускался, но в более верхней ее части. Сельский наволок.

Вообще, места там очень красивые и разнообразные. Стройные сосны, гранитные камни, о которые разбивается вода. Вдали - острова, на которых туча чаек отдыхает. Еще дальше к горизонту проходит путь, по которому ходят ракеты до острова Кижи, и другие. До одной такой ракеты я таки дотянулся пятисотником, сильное вигнетирование в зеркальном объективе из-за поляризованного света выправил, конечно, но, увы, она не для показа.


Я поднимался вверх медленно и долго, опасаясь, в общем-то, окружных собак, которые в прошлый раз меня проводили задумчивыми взглядами, как бы размышляя облаять или пусть так едет. Теперь предстоял путь вверх 300-500 метров равномерно возвышающейся дороги, впереди на подъеме замаячила парочка. Издали не было видно 2 человека это или нет, но один стоял, а второй лежал. Подъехав поближе выяснилось, что лежит не человек, еще ближе, что это нехилая по габаритам псина. Девушка небольшого такого роста, быстренько отпинала псину за обочину, та проводила меня взглядом, даже не гавкнув, молча и нехотя. Остальные в количестве 2-х штук высыпали тоже посмотреть на диковинку с колесами, но так как никто из них ничего сказать не захотел, вся церемония прошла молча. В конце на выезде на трассу, дорога приподнялась сильнее и выровнялась. Я осмотрелся по сторонам и непривычно легко, покатил вперед от Петрозаводска.

Общая тенденция дороги там такова, что в сторону от Петрозаводска доминируют склоны и поэтому на некоторых участках скорость доходила до 35-40 километров в час. Но это все было впереди. А пока, чувствуя, что меня может занести нелегкая в такие дебри, что я заплутаю, решил ознакомиться с картой. Достал камеру и снял примерный план, который мне желал счастливого пути. Пожелал, так пожелал. Дабы ехать было интересно, нужна была цель. Целью этой стала река Свирь! Я, конечно же не знал масштаба этой карты, поэтому Свирь!! Убрав камеру, нажал на педаль и движение началось. Где-то в половине шестого вечера, меня одолела постоянно маячившая кромка озера слева от меня настолько, что я был готов остановиться и спуститься вниз отсмотреть и возможно что-то отснять, тем более солнышко как раз клонилось к горизонту и цвет был умопомрачительный, но темп не хотелось сбивать и так я ехал некоторое время, пока дорога не приготовилась взять сильно вправо и перед прощанием с кромкой озера, захотелось на него взглянуть.

Съезд вниз, видимо, уже в области Деревянской бухты, где почти не наблюдается человеческого присутствия, по крайней мере, банок, ржавого железа, остовов автомобилей, всяких бутылок и прочей нечисти. Песочек, камни, о которые разбивалась вода, легкий шум, если вычесть шум от близлежащей дороги.


Зеленая полоса, склонившаяся над водой,
отрезанная трассой.
Экологически чистый транспортный средств.
Merida Matts speed.

Далее мой путь пролег мимо...
Кладбища. Лес начал редеть и справа я увидел подъезд к памятной доске, а в лесу стояли столбы с табличками. Неожиданное появление, я сбросил скорость и начал высматривать, что это такое. Я знал, что примерно в этих местах шла "Зимняя война" 1939 - 1940 годов, и наших и финнов тут склонило голову много. Вся земля должна быть устлана людьми и разорванными человеческими судьбами. Финны на линии Маннергейма держали оборону родных мест. Наши завязли и только 11 февраля начали постепенное, но невероятно тяжелое для обоих сторон продвижение в сторону Финляндии. И уже 12 марта финская делегация подписала мирный договор с Советским Союзом. Оружие военных лет до сих пор находят "черные" искатели на полях боевых действий. В общем, проезжая мимо, я ожидал увидеть памятники людям, сложившим свои сердца в том конфликте.
Немного проехав дальше, я обратил внимание на скользнувшую в сторону леса машину - это оказался въезд.

Красный бор

Увидел я совсем не то, что ожидал.
мемориальное кладбище
КРАСНЫЙ БОР
место расстрела и захоронения
жертв политических репрессий
1937 - 1938

Вот тут я, как говорится, и прифигел. Как вам передать те ощущения...
Когда находишься один, чувства острее, внутреннее состояние спокойнее, ничто не мешает и не срывает с мысли, не требует отслеживания внутренним взглядом окружающих людей с фоновым обсчетом их действий. Я здесь был один.
Очень медленно, проходя по дорожке я мысленно просил прощения у этих людей за то безумие, которое творилось. И хотя я понимал, что ничто от этого не изменится, все-таки хотелось это сделать. Зайти просто так на кладбище, как в музей... я не чувствовал там себя комфортно, но мне хотелось зайти туда, посмотреть на людей, познакомиться, склонить голову перед ними. Как знать, быть может, я могу жить, только потому, что кто-то из этих людей лежит здесь. Почему нет... Пока НКВДэшники занимались этими людьми, они не смогли придраться к моим родным и близким мне людям, моим бабушкам и дедушкам, не изменили их ход жизни так, что мои Мама и Папа никогда бы не встретились. Почему нет... Да какая разница, в конце концов, как бы это отразилось на мне... Передо мной стояли люди, замершие на взлете своих жизней. Которые смеялись и играли со своими детьми, работали на то государство, которое потом их умерщвило, без всякой пользы для кого бы то ни было.
Подходя к памятникам, я всматривался в фотографии людей. Многолетний опыт психоанализа, позволяет, так сказать, считывать с лица человека много того, что остается за кадром для неподготовленного человека. Я подолгу стоял около каждой фотографии, всматриваясь в лица, читая короткие, но неимоверно жесткие слова: "<...>карел, уроженец и житель такого то села, плотник. Арестован такого-то мая 1938 года. Расстрелян такого-то октября 1938 г.<...>" я не буду здесь приводить чьи то имена... Сходите сами и посмотрите на тот конвейер безумства уничтожения себе подобных, на который способен в этом мире только человек...
Три тысячи семьсот семьдесят человек было вырвано из жизни и почти в спешке уничтожено и схоронено в этом месте. Я не уверен, что мемориальных досок там столько же, думаю, что нет. В 1997 году это захоронение было найдено. Детальные исследования определили более 40 захоронений на глубине двух с половиной метров с останками людей. Их расстрелы были произведены в конце лета и осенью 1938 года. Но документы, расстрельные списки, ведшиеся НКВДэшниками, говорят об обратном, возможно, есть еще места, где лежат люди. Расстрелы производились несколькими сотрудниками НКВД с обязательным соблюдением полной тайны, как в отношении уничтожаемых ими людей, так и мест расстрела.

Вдумайтесь в цифру.. представьте ее в людях, в семьях, в детях, в разорванных навечно планах на будущее, в незаконченных делах...
Одиннадцать тысяч человек было уничтожено только на территории Карелии. Безумия жатва.
В сети я нашел 2 места с перечислением имен людей, которые там захоронены.
Я приведу их все.
Проект "Возвращенные имена"
Российской национальной библиотеки
Списки на официальном сервере органов
государственной власти Республики Карелия.
Электронная версия поимённых
списков из Книги памяти
Список тех, кто захоронен в Красном Бору (A - K)
Список тех, кто захоронен в Красном Бору (K - Л)
Список тех, кто захоронен в Красном Бору (М - О)
Список тех, кто захоронен в Красном Бору (П - С)
Список тех, кто захоронен в Красном Бору (Т - Я)

Уходя, я поклонился этим людям..
И поехал дальше..
Я все думал, как же выглядят местные жители... На одном из поворотов, наверное, в сторону Педасельги, хотя я могу ошибаться, развернулась интересная картина. Проезжаю я мимо поворота направо, там стоит девятка, рядом с ней отец с ребенком. Я проезжаю мимо, потом любопытство одолевает – куда ведет дорога направо, возвращаюсь, подъезжаю к повороту, сворачиваю... навстречу идут пожилая пара невысокого роста.. может быть метр пятьдесят, метр шестьдесят, вдвоем несут немаленькую такую корзинку. Такие строгие, насупившиеся, методично и целенаправленно идут своей дорогой в сторону перекрестка. Бросилось в глаза именно то, как они шли. Вокруг не было ни-ко-го, был лес и ветер, и дорога, ну и, конечно же, цель куда шли. Не было не девятки с играющим ребенком, ни мужика, стоящего около машины и занимавшегося своими делами, ни меня на велосипеде с рюкзаком во всю спину, проехавшим сначала им навстречу в сторону села, а потом обратно и в пол-глаза наблюдавшим за ними. Складывалось впечатление, что они шли в своей параллельной реальности, где не было ничего отвлекающего.
Если вспомнить карельский фольклор, то в лесах существовала нечисть двух типов, добрая и злая.
Добрая помогала заблудившемуся выйти из леса, найти поле с ягодами, грибами. Злая наоборот, чтобы завести человека в глубь, могла принимать любое обличье и разговорами, рассказами, завести человека как можно дальше, сбить его с пути. Существовало верование, что если заблудился в лесу, то надо снять с себя всю одежду и одеть ее наоборот, то есть одежду наизнанку, левый лапоть на правую ногу, правый на левую. Сама суровая жизнь, суровые "законы жизни" в поверьях и приметах, все, если присмотреться внимательно, вдуматься в смысл, все они ориентированы на сохранение жизни, на поддержание правильного образа жизни, который сохраняет общину целой, здоровой, мобилизованной и относительно бесстрашной. Взять к примеру, поверье, что добрые лесные духи могут показать поляну с ягодами или грибами, но рассказывать о ней нельзя никому, потому что дух показал ее только тебе и никому другому, ты можешь ходить туда собирать, но другого приводить ни в коем случае нельзя. Типичное личное выживание при дефиците пропитания. Лембои, заклятые, ерестуны несут, в том числе, и страховочную роль от того, чтобы человек лишний раз без надобности не подвергал свою жизнь риску. Но если уж подверг и не выжил, чтобы это не работало на накручивание ситуации: ушел человек в лес и пропал, значит, забрали его духи лесные - стал частью чего-то тайного и волшебного, справился - вышел, значит, добрый дух вывел, или отдали, если это был ребенок. Заодно местный шаман получает себе лишний плюс, ведь наверняка за возвращение человека или ребенка он просил духов. Мир был сложен и прост одновременно, живые люди общались с живым лесом, который населяли такие же живые духи, которые женились друг с другом, ссорились, охотились на люд человеческий, но и помогали заблудшим. Поэтому объяснимо было почти все. Века такой психологической подготовки, наверное, и вылились в такое поведение, какое я видел: чужой - это Чужой, если не донимает, просто не обращать внимание, будто и нет его вовсе. И не рассказывать ни о чем, если разговора не миновать...
- Где рыбу ловишь ?
- Да, так.. где все...
- А где все ловят?
- Не знаю, мест много...
и такие диалоги могут длиться долго, как говорил мой друг, что-нибудь "вытащить" у коренного карела невозможно. Такие вот люди... Наверное, сейчас коренные жители и сами не знают о причинах своей скрытности - это уже часть их воспитания, часть их жизни, жизни родителей, бабушек и дедушек...

Ехал я по дороге по первой полосе, размышлял обо всем этом. Мимо проносились редкие машины или автобусы. Сначала туда, потом начали попадаться уже навстречу. Интересно, что думали водители в этот момент. Все было хорошо, но что-то как-то начало вести заднее колесо, сначала не обратил внимания, но потом ехать стало опасно, так как шарахнуться перед машиной, водитель которой не ожидает резкого изменения ситуации, чревато. Медленно скатываюсь, оглядываясь, где бы встать на ремонт, потому что явно обозначился прокол. Вдруг как по волшебству дорога дает ответвление налево.
"Ур. Пески", раскатанная машинами дорога, телефон фирмы торгующей песком, прибитый к дереву в виде дощечки. Это могла быть катастрофа! Расстояние до Петрозаводска около 37-38 километров, средняя скорость с поломкой не больше 5 километров в час, следовательно - обратный путь занял бы 7-8 часов, и 3 из них в темноте по неосвещенной трассе. Было уже 18:57, а в 20:00 вне зависимости ни от чего я должен был лечь в обратный путь. Но у меня помимо запаски был еще ремкомплект на 50 заплаток, купленный на велорынке в Сокольниках, вот его-то я и использовал. Неторопливый ремонт занял минут 40 - разборка, склейка, сушка, заплатка, сушка, сборка, тестовая обкатка. И хотя, вроде бы время я свое исчерпал, тем не менее, я решил продолжить свой путь, и не зря. Километра через 3-4 дорога резко начала идти вниз, прыгнула на мостик и также резко взлетала вверх. Пока я скатывался вниз, прислушиваясь к поведению свеженакачанного колеса, меня обогнал автобус, дававший километров 70 под горку, ухнул на начале мостика и начал взлет на горку, под конец заревел и скрылся за поворотом в лесу.





Речка Пухта

Одна из сотен речек, разбросанных по всей Карелии, которые на автомобиле пролетаешь с такой скоростью, что не успеваешь понять, что это было. Я и сам ее чуть не проехал, тормознул уже на середине, остановился, осмотрелся. Проникся. Фотографией не передашь, но я попробую. Речка сама по себе маленькая-маленькая, не удивлюсь, что в особо жаркие времена она пересыхает, едва-едва течет малюсенький-малюсенький ручеек. Но мост, как через серьезную речку. Большой такой.
Я взял несколько ракурсов.
Это одно и то-же место
Но если на них посмотреть отдельно, я думаю, только очень внимательный глаз определит, что это не разные места.
Красиво, не правда-ли ?
Смею вас заверить, никакой обработки, за исключением стандартных процедур, кривыми чуть-чуть приподнял тени. Слишком уж широкий был динамический диапазон. Не охватить было все.
Обратный путь был не легким.
В 20 часов я лег в обратный путь. Помните, я говорил, что доминировали склоны, вот теперь доминировали подъемы. На 60-м километре я понял, что устал и организм к тому времени уже дожигал последние калории, в общем, ноги сигналили мозгу об отдыхе, а живот хлопал стенками по позвоночнику, говоря, что топливо на нуле. Мысленно пробежавшись по маршруту, я вспомнил про магазин в селе Деревянное. Особо не надеялся его увидеть открытым, но это была единственная точка заправки, которую я заприметил еще на пути туда. Кое-как я докатился. Организм сопротивлялся, но работал, удавалось поддерживать скорость где-то километров 20 в час. Скорость не сказать, чтобы сильно комфортная, но более или менее удобная.

Магазин оказался открытым!!!
Йогурт, сыр, шоколад, 3 булки - обедаю. Местные ходят и косятся, один таки начал разговор, выяснилось в конце концов, что он житель Москвы из Южного Бутово.. Пропахать столько километров и встретить москвича!
В общем, поел и поехал дальше. Сзади меня начал догонять на дорожнике какой-то мужик, догнал меня и перегнал. Халява-а!! Отказываться нельзя, я пристроился в его воздушной дыре и самым наглым образом ехал за ним километра 2-3 со скоростью 30 километров в час, потом нервы у меня не выдержали, и я обогнал его. Чудес не бывает и через несколько километров, я выдохся, но мужик уже не подстегивал, так как был далеко-далеко. Опять перешел в импульсный режим 10-15 секунд мощных накатов, потом отдых накатом по инерции, если, конечно, о чем-то не задумывался. На подъемах такой режим не работал, там скорость вообще, падала до безобразных 18 километров в час, что воспринималось почти как передвижение пешком. Потом я проехал мимо карты, надпись "ПЕТРОЗАВОДСК" поприветствовала меня и одарила очередным длинным подъемом, к тому времени мне было уже пофигу, подъем или спуск скорость ниже 20 не опускалась. Потом табличка о начале городской черты города Петрозаводск. На этом путешествие можно было считать законченным. До дома доехал в 11-м часу вечера почти на полном автопилоте.
В общем, поездка удалась! И как приключение, и с творческой точки зрения, и как еще одна тренировка. Организму привет!
На следующий день в это время мы сидели в поезде и ехали в Москву.

И вместо прощальных слов, мне хочется привести слова песни, которую играют провожающим на вокзале в Петрозаводске... жаль, что в самом поезде в это время играет какая-то чепуха...





КАРЕЛИЯ
В разных краях
    оставляем мы сердца частицу,
В памяти бережно,
    бережно, бережно встречи храня...
Вот и теперь
    мы никак не могли не влюбиться
Как не любить
    несравненные эти края!

    Долго будет Карелия сниться,
    Будут сниться с этих пор
    Остроконечных елей ресницы
    Над голубыми глазами озер.

Белая ночь
    опустилась безмолвно на скалы,
Светится белая,
    белая, белая ночь напролет..,
И не понять,
    то ли небо в озера упало,
И не понять,
    то ли озеро в небе плывет.
   
    Долго будет Карелия сниться,
    Будут сниться с этих пор
    Остроконечных елей ресницы
    Над голубыми глазами озер.

   
Музыка: Александра Наумовича Колкера
Cлова: Кима Ивановича Рыжова



<<Назад<<      >>B начало>>
Hosted by uCoz